Это название книги, которую я вчера закончила читать. Перевожу дословно с португальского, поскольку в русском варианте всеми стараниями Яндекса эту книгу мне обнаружить не удалось.
Книга потрясла до глубины души.
Это реальная история, рассказанная реальным человеком после многих лет молчания и боли. Мне было очень трудно поверить, что такие вещи действительно где-то происходят по сей день, но я порылась в сети и поняла, что это действительно так.
читать дальшеЕе звали Соуад. Она жила в маленькой пакистанской деревушке, где женщин ценили меньше чем скот. Соуад, как ее мать и сестры, как рабыня прислуживала отцу и брату, делала всю тяжелую работу, пасла скот, готовила, убирала, стирала... И получала в благодарность за свою работу одни пинки и удары палкой от мужчин дома. Она не имела права прямо смотреть на отца и брата, ходила всегда со склоненной головой и низко им кланялась, когда приносила еду. Отец мог избить ее до потери сознания, если она возвращалась на несколько минут позже с пастбища или если вода для чая слишком долго не закипала. Даже за то, что собирая помидоры, она по ошибке сорвала один недозрелый. Соуад и ее сестер за малейшие провинности могли оставить на ночь связанными в хлеву, оттаскать за волосы, унизить, избить.
В ее деревне рождение девочки в семье было несчастьем. Девушек в доме должно быть достаточно для того, чтобы работать, лишние ни к чему. Поэтому мать Соуад, когда рожала девочек после последней оставшейся в живых дочери Ханан, своими руками душила новорожденных. Видя это, Соуад и ее сестры с детства жили под страхом смерти. Они знали, что если будут не нужны, родители без колебаний задушат их или утопят в колодце.
Зато рождение мальчика было великим счастьем. Ассад, брат Соуад, был принцем дома. Он делал, что хотел, гулял, развлекался, катался по окрестностям на лошади. Девушкам подобная свобода даже не снилась. Выходить из дому они могли только по необходимости и только в сопровождении матери или старшей сестры, они должны были идти быстро и со склоненной головой, чтобы ненароком не встретиться глазами с мужчиной. Если это произойдет, односельчане обзовут девушку нечистой и запятнанная честь ее семьи может быть смыта только кровью.
Девушкам запрещалось смотреть на мужчин и разговаривать с ними, о большем даже не было и речи. За нарушение этого обычая полагалась смерть. Так погибла младшая сестра Соуад, Ханан. Она была замечена кем-то из соседей с мужчиной (а может, это была только сплетня, никто не проверял) - и семейный совет в лице отца, матери и брата приговорил ее к смерти. Брат задушил Ханан телефонным проводом на глазах у сестер.
Единственной надеждой Соуад вырваться из дома отца было выйти замуж. Она знала, что это будет только сменой дома, побои и унижения она будет продолжать получать и от мужа. Но и эта призрачная свобода от воли отца была для нее желанной. Соуад, как-то раз вешая белье на террасе, увидела парня из соседнего дома и влюбилась. Она знала, что этот парень, Файез, с родителями уже приходил просить ее у отца, но отец отказал. Девушки должны были выходить замуж в порядке старшинства, а старшая из оставшихся незамужней сестра Кайнат красотой не блистала и звать ее замуж никто не торопился.
Соуад и Файез с крайними предосторожностями стали встречаться на пастбище, где Соуад пасла овец. Наивная девушка доверилась парню, поверив его обещаниям замужества. А он, как говорится, поматросил и бросил. Когда Соуад сказала ему, что беременна, он сбежал из деревни. Зная, что оставляет ее на смерть.
Соуад некуда было деться от отчаяния и ужаса. Пока было можно, она скрывала беременность, но когда родители наконец догадались обо всем, ее судьба была решена. Выполнить приговор поручили Хасану, мужу Ноуры, старшей сестры Соуад. В этот день родители специально уехали на ярмарку. Хасан пришел в дом и, прежде чем Соуад успела понять в чем дело, облил ее бензином и поджег. Она, с пылающей одеждой, как безумная перепрыгнула через забор и понеслась по улице к фонтану. Дальше - беспамятство, страшные ожоги и больница, где никто не хотел лечить "нечистую". Мать приходила к ней в палату и предлагала выпить яд, мол "тебе лучше умереть, так лучше для тебя и для чести семьи". В больнице, совершенно одна в палате для "нечистых" девушка родила семимесячного младенца, которого врач почти тут же унес и сдал в приют. Соуад было все равно, она находилась в беспамятстве на грани жизни и смерти. Она умерла бы, как ее соседка по палате с подобными ожогами, тоже "нечистая", от того, что ей не была оказана минимальная помощь. Но на счастье Соуад в больнице появилась Жаклин, европейка из благотворительной организации. Она решила помочь девушке. Всеми правдами и неправдами Жаклин удалось вызволить Соуад из больницы и перевести ее в другую, где девушке по крайней мере была оказана мед.помощь первой необходимости. Узнав, что у Соуад есть сын, Жаклин находит мальчика в одном из приютов и, хотя с трудом, забирает оттуда. С помощью благотворительной организации, Соуад и ее сына перевозят в Швейцарию. Соуад делают множество операций по пересадке кожи, стараясь наверстать упущенное время.
Выйдя из больницы, Соуад нужно было научиться жить в новом для нее мире. Это было очень трудно для неграмотной, не знающей ни языка ни обычаев девушки. Но Жаклин помогает ей, и сама Соуад делает все возможное, чтобы стать человеком среди людей. Она все еще в глубокой депрессии и не может быть хорошей матерью для своего сына, Мароуана. Не может дать ему воспитание и образование. Она сама еще ребенок, много страдавший и выбитый из колеи всем пережитым. И Мароуана помещают в приемную семью.
Соуад устраивается на работу. Шаг за шагом она строит новую жизнь. Не только воспоминания повергают ее в ужас, но и ее собственный вид в зеркале. Она отчаивается, что ни один мужчина не полюбит ее и у нее никогда не будет семьи. Чтобы скрыть ожоги, ей и в холод и в жару приходится одевать закрытую одежду, и она очень страдает от этого. После того, как ей приходилось носить закрытую одежду в деревне, в Европе ей хочется одеваться как все женщины, носить короткие юбки и декольте. Но это для нее невозможно.
Наконец в жизни Соуад появляется мужчина. Он становится ее мужем, и она рожает ему двух дочерей. Когда малышки подрастают, ей трудно объяснить им, что случилось с мамой и почему у нее обожжена кожа.
Все эти годы Соуад преследуют кошмары. Во сне она снова бегает по улице, похожая на живой факел. Ее совесть не дает ей покоя из-за сына. Узнает ли он ее? Захочет ли видеть? В последний раз они виделись, когда ему было около десяти лет...
У этой истории счастливый конец. Соуад и ее сын встречаются, она знакомит Мароуана с сестрами. Он понимает, что заставило его мать отдать его на воспитание в другую семью и не осуждает ее. Сестры обожают неожиданно обретенного брата и он тоже любит их.
Жаклин попросила у Соуад написать с ее слов эту книгу - сама Соуад не умеет писать. Чтобы привлечь внимание всего человечества к проблеме, которая существует, но о которой предпочитают не говорить.
К проблеме женщин, которые все еще умирают по нелепым законам чести.
Эта книга была написана в 2002 году.
И такие случаи все еще происходят довольно часто.
Сожженная заживо
Это название книги, которую я вчера закончила читать. Перевожу дословно с португальского, поскольку в русском варианте всеми стараниями Яндекса эту книгу мне обнаружить не удалось.
Книга потрясла до глубины души.
Это реальная история, рассказанная реальным человеком после многих лет молчания и боли. Мне было очень трудно поверить, что такие вещи действительно где-то происходят по сей день, но я порылась в сети и поняла, что это действительно так.
читать дальше
Книга потрясла до глубины души.
Это реальная история, рассказанная реальным человеком после многих лет молчания и боли. Мне было очень трудно поверить, что такие вещи действительно где-то происходят по сей день, но я порылась в сети и поняла, что это действительно так.
читать дальше