Каждый год в районе 9 мая мы с любимым начинаем шерстить сайты и узнавать про путь предков в Великой Отечественной Войне.
Вчера мы упоролись настолько, что перестали этим заниматься только к двум часам ночи (то есть фактически уже сегодня). Ну конечно, когда еще посидеть до двух ночи, как не накануне первого рабочего дня между майскими? За пять выходных нам не сиделось)) Так что сегодня на кухню за кофе выползали из спальни особенно эпично.
Из того, что я уже знала: мой прадед Зарубин Владимир Дмитриевич получил медаль "За отвагу" за то, что в сражении за польский город Реетц (сейчас Реч) бил из орудия прямой наводкой по вражеским танкам, а также уничтожил из личного оружия более полутора десятков гитлеровцев, чем способствовал отражению вражеской атаки подразделением.
читать дальшеСтрочки из наградного листа я читала и раньше. Но в этом году у меня появился друг, который учился в артиллерийском училище. И я спросила Лекса, что такое "прямой наводкой".
Ответ прилетел короткий: "вижу, стреляю". С открытой огневой позиции. А в каком контексте вопрос, спрашивает.
Я процитировала строки из наградного листа.
На что Лекс написал: "Танк на прямой наводке - это пипец как страшно. Это дуэль, кто кого первый подобьет".
Моему прадеду на тот момент было 47 лет. Он вернулся с войны живым и застал внуков.
С дедом мужа, его полным тезкой (вплоть до отчества) дело обстоит интересно. Отца мужа уже нет в живых (да они и не общались уже давно, увы, там печальная история). Дед тоже умер рано, когда его дети еще были маленькими. У нас есть файл, где дядя мужа записал то что знает по рассказам отца и матери. Есть фото деда, с которым муж ходит на Бессмертный полк. И на этом фото - две медали, "За отвагу" и вторая, которую плохо видно, но похоже это "За оборону Сталинграда". Но информацию ни об одной из этих его наград найти в сети не удалось.
Дед самоучкой выучился играть на баяне и играл очень хорошо.
В том файле читали, что "его игру услышал начальник Харьковского танкового училища и забрал его к себе (училище было эвакуировано в Курган). В течение года был в училище сержантом, воспитывал молодых бойцов. Затем был отправлен на фронт, воевал на Курской дуге, был награжден медалью "За отвагу", был ранен. После госпиталя в 1944 году был направлен в Киевское военно-медицинское училище (получил звание лейтенанта медицинской службы). Служил в прифронтовых госпиталях в Киеве, Вене, Берлине до начала 1947 года".
И вот из всего упомянутого мы не можем найти в открытых базах ни-че-го. Ни о наградах, ни о ранении. Ни о том, где служил, в каких именно частях и госпиталях.
Обидно!
А то вчера вот собственно чем мы упоролись. Мы читали журнал боевых действий полка, где воевал родной брат упомянутого деда мужа. Он пропал без вести в конце 1943 года, и мы пытались по боевому пути его полка (384 стрелковый) понять, где именно. Докопались до того, что это была Беларусь, Лиозненский район (населенные пункты Крынки, Братково, Шведы, Иваньково - там велись бои). Absinth., это то, о чем я тебе вчера писала. Увидела вчера в интернете братское захоронение в том районе, называется Черныши. Но в списках захороненных там Трубин Александр Николаевич не значится.
Возвращаясь к деду мужа. Все в том же файле написано: "К 20 годам играл на баяне на слух все произведения, которые где-либо слышал, от простых мелодий до классических произведений. Выучил ноты и также освоил игру по ним. После войны своими руками переделал немецкий трофейный аккордеон "Хохнер" в баянную кнопочную клавиатуру, сохранив звучание немецкого аккордеона, и играл на нем. Хотя все его дети имеют идеальный музыкальный слух, по его стопам никто не пошел".
И вот смотрю я на Костю. На ребенка, который постоянно что-то напевает. Который в 4 года взял в руки игрушечную гитару, как будто с ней родился. Который ловит на лету любую мелодию и повторяет очень точно. Да еще и интонации ловит и повторяет идеально (особенно офигенно цитирует "Я ничего не знаю, я никуда не летаю" из "Тайны третьей планеты").
И понимаю, что в правнуке отозвался талант прадеда.
И моя задача - поддержать этот талант.